Новости

 Звоните: 8 (928) 524-45-02, (872278-08-43, 8 (872268-13-25 или @ пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • Регистрация

Новости

Среда, 28 Октябрь 2020 00:00

Общественный контроль

Автор
Среда, 28 Октябрь 2020 00:00

Общественный контроль

Автор
В Общественной палате РФ состоялся Общероссийский Форум председателей наблюдательных комиссии субъектов РФ. Наш корреспондент беседует с участником форума председателем ОНК РД Гасаном Айгуновым. Юбилей, это всегда событие значимое, законов в России парламент принимает так много, что за ними не уследишь. Чем полезен ваш закон для тех, кто не дружит с законом? Федеральный закон № 76-ФЗ впервые позволил правозащитникам формировать общественные наблюдательные комиссии (ОНК) и на регулярной основе осуществлять общественный контроль ранее закрытых от общества учреждениях. За это время в 80 субъектах Российской федерации были сформированы ОНК, и в их составе сегодня трудятся почти 700 человек. На заседании, наш куратор член Общественной палаты РФ Мария Каннабих стоявшая у истоков формирования комиссий, отметила, что на счету правозащитников более 20 тысяч личных приемов граждан и последующих расследований и, каждая пятая жалоба, поступившая к коллегам, подтвердилась. С помощью ОНК пенитенциарная система в нашей стране делает медленные шаги к гуманизации и развитию. За короткий промежуток времени большинство ОНК стали востребованы и узнаваемы как среди граждан, находящихся во временной изоляции так и жителей своих регионов. Благодаря их настойчивости и принципиальности десятки, сотни людей получи ли реальную поддержку при отстаивании своих прав. Немало примеров, когда суды, при повторном рассмотрении отказных материалов на условно-досрочное освобождение по болезни или по иным причинам, при участии членов ОНК принимали положительное решение. Как оценивается ваша работа на федеральном и местном уровне, и какие наболевшие вопросы вы поднимали на форуме? Могу уверенно сказать, что к работе ОНК, за последнее время, имеют пристальное внимание многие государственные институты, в том числе и Совет при Президенте РФ по правам человека. Куратором нашим является Общественная палата РФ. Заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб во время открытия форума сформулировал три темы, связанные с развитием общественного контроля в местах принудительного содержания: «Во-первых, это ресурсная проблема. ОНК в своей деятельности сильно ограничены материальными ресурсами, так как общественный контроль — это деятельность на общественных началах, а финансирование ОНК нельзя назвать стабильным. Во-вторых, в коллективе ОНК помимо правозащитников должны присутствовать эксперты по самым разным вопросам. Например, медицинские работники и пр. В-третьих, это проблема открытости специализированных учреждений, особенно это актуально на местном уровне. Для многих регионов типична ситуация, когда сотрудники препятствуют работе ОНК». В Совете при Президенте РФ по правам человека создана комиссия по содействию ОНК. Видимо это высокая оценка деятельности ОНК. Безусловно, к развитию сотрудничества с Советом по правам человека при Президенте РФ призвал на форуме глава СПЧ Михаил Федотов, он попросил представителей ОНК из различных регионов активнее подключиться к обсуждению и доработке предложений по улучшению ситуации в местах принудительного содержания, которые члены Совета готовят для главы государства. Он отметил, что созданная в Совете при Президенте РФ Постоянная комиссия по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы успешно работает во главе с А. Бабушкиным Это говорит о том, что мы всегда будем иметь возможность довести до руководителя страны наболевшие проблемы в весьма болезненной области нашего общества. В поддержку развития общественного контроля в учреждениях высказались представители Администрации Президента, Генеральной прокуратуры РФ и другие приглашенные гости. На форуме прозвучали ряд инициатив связанные, с внесением изменений в закон об общественном контроле. Вы знаете, председатель Комитета Государственной думы по общественным объединениям Ярослав Нилов, пообещал, что в скором времени будут расширены права членов ОНК в вопросах фото- и видеофиксации происходящего в местах принудительного содержания. Также планируется расширить перечень объектов для проверки, а сами общественники могут получить большую защиту от уголовного и административного преследования. Авторы поправок предложили создать Федеральную общественную наблюдательную комиссию (ФОНК) и существенно расширить полномочия наблюдателей. Контролеры получат допуск не только в колонии, тюрьмы, СИЗО, ИВС МВД, ПС ФСБ, Минобороны, но и в изоляторы для депортации нелегальных иммигрантов, изоляторы при ФСКН, ФССП, ФТС и психиатрические больницы. Кроме того, контролеров предлагается наделить правом участия в комиссиях по условно-досрочному освобождению (УДО), работа которых также часто подвергается жесткой критике. Если поправки одобрят, заметно повысится и статус наблюдателей. Авторы фактически хотят приравнять контролеров к депутатам, наделив их иммунитетом от уголовного преследования. Уголовное дело в отношении члена ФОНК можно будет возбудить только с санкции генпрокурора. Формирование ФОНК вызывает, немало разногласий среди самого правозащитного сообщества По этому поводу на форуме Уполномоченный по правам человека РФ предложил, и, кстати, все согласились, что три главные правозащитные структуры страны: аппарат омбудсмена, президентский совет по правам человека и Общественная палата должны формировать ФОНК. Он также отметил, что наблюдательные комиссии очень активно выигрывают инициированные судебные разбирательства и это есть реальные достижения, а создание федеральной комиссии позволить иметь мобильную структуру для разрешения проблем в местах принудительного содержания по всей стране. Какую поддержку ОНК имеют на местах, а вы в частности в республике? На форуме представители ОНК из различных регионов России делились опытом и обсуждали различные ситуации и проблемы из практики своей работы. К сожалению, на местах не все органы власти поддерживают наши комиссии. Поэтому участники форума приняли решение обратиться с рекомендациями Общественной палате РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ: расширить практику оказания помощи ОНК в связи с внесением изменении и дополнении в Федеральный закон №ФЗ-76. Изменения позволяет органам государственной власти субъектов и органам местного самоуправления оказывать финансовую, имущественную, консультационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям. Было предложено председателям ОНК проявлять настойчивость и целеустремленность на совещаниях и во время рабочих встреч с руководителями органов исполнительной власти при решении проблем ОНК, касающихся выделения помещении, автотранспорта, средств связи или разработке и утверждении целевых грантов и программ, предусматривающих выделение средств на эти цели. Председатель ОНК РД, эксперт Совета при Президенте РФ по правам человека Гасан Айгунов
Понедельник, 26 Октябрь 2020 00:00

Общественный контроль

Автор
Осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания учреждении Министерства внутренних дел Республики Дагестан. Посещались отделы полиции и ИВС п. Хебда, Мехельта, , Леващи, Хив, Хасавюрт, Дылым, Уркарах, Хунзах, Гуниб. Перед посещением уведомлялись, в установленном порядке на официальном бланке ОНК посещаемые подразделения, отмечались командировочные удостоверения. По результатам проверок составлялся протокол общественного контроля (материалы прилагаются к аналитическому отчету в письменном виде). При проверке соблюдений прав человека в отделах внутренних дел полиции проверялись: 1. Обоснованность доставления в дежурную часть задержанных лиц; 2. Наличие телесных повреждений на теле; 3. Замечания по оформлению протокола задержания; 4. Правильность внесения в книгу доставленных в дежурной части, соблюдение требований о времени задержания. 5. Обеспечение лиц, задержанных на срок свыше 3 часов, горячим питанием, а при их нахождении в ночное время – индивидуальным спальным местом, согласно постановлению Правительства РФ №627 от 2003 года. 6. Отношение должностных лиц подразделения к выявленным нарушениям. 7. Выслушивались просьбы от сотрудников полиции. В изоляторах временного содержания (ИВС) проверялись дополнительно: 1. Состояние камер для задержанных, освещение, вентиляция, температура, площадь, санитарное состояние, ограждение санитарного узла, состояние пола и стен, состояние спальных мест. 2. Информация родственников об их аресте, вызов адвоката или прокурора по просьбе арестованных. 3. Состояние прогулочных двориков 4. Качество медицинской помощи, обход камер медработниками, обеспеченность медикаментами, вызов скорой помощи 5. Наличие на стендах необходимой информации (УПЧ, УСБ, ОНК, суд). 6. Информация о порядке предоставления свиданий, передача продуктов питания и предметов первой необходимости, перечня разрешенных продуктов 7. Состояние спальных мест 8. Книга первичного осмотра 9. Введение журнала личного приема начальником ИВС. Общественный контроля в местах принудительного содержания УФСИН России. Колония поселения КП-9, детский специальный приемник, женская колония ИК-8, детская воспитательная колония ВК, Колония строго режима в П. Шамхал, колония общего режима в п. Тюбе, СИЗО-1 г. Махачкала, СИЗО-3 г. Хасавюрта Перед посещением уведомлялись, в установленном порядке посещаемые подразделения, отмечались командировочные удостоверения, и, по результатам проверок, составлялся протокол общественного контроля (материалы прилагаются к аналитическому отчету в письменном виде). В исправительных колониях проводилась ознакомительная беседа с представителями администрации с получением необходимой информации. При проверке указанных специализированных учреждений проводи следующие мероприятия: 1. Осмотр территорий и помещений учреждения с исследованием условий содержания и обращения с заключенными 2. Состояние и соблюдение прав человека в Штрафном изоляторе (ШИЗО), помещении камерного типа (ПКТ), дисциплинарных изоляторов, одиночных камер, помещений для обеспечения личной безопасности осужденных, комнаты длительных свиданий (включая стоимость проживания). 3. Беседы с заключенными по вопросам входящим в компетенцию членов наблюдательной комиссии. 4. Обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов заключенных, условий содержания. 5. Исследование документации учреждения содержащей информацию по вопросам общественного контроля, в том числе путем запрашивания уа администрации колоний и получения от них сведений и документов, необходимых для общественного контроля. 6. Обсуждения вопросов условно-досрочного освобождения, замены наказания более легким, перевод в колонию поселения. 7. Предоставление свидания гражданским женам и иным лицам, не являющимися родственниками. 8. Своевременность поступления денежных средств на лицевой счет осужденных от родственников, паспортизация, восстановление документов, установление и продление инвалидности. 9. Паспортизация осужденных и восстановления необходимых документов. 10. Установление и продление инвалидности. При этом вне связи с выявленными нарушениями, давались рекомендации по улучшению соблюдения и восстановлении законных прав граждан, в том числе прав самих сотрудников мест принудительного содержания. Устанавливалось насколько ранее данные рекомендации, выполнены и в каком объеме. В целом в исправительных учреждениях республики сохраняется стабильная оперативная обстановка. В колониях за контролируемый период не допущено чрезвычайных ситуаций, массовых беспорядков, тяжких и особо тяжких преступлений, внутренних конфликтов между осужденными. Такому положению способствует общественный контроль, который осуществляется в виде превентивных посещений, планового визита и рассмотрений жалоб поступивших от осужденных или близких родственников, знакомых и иных лиц. Общественно полезным трудом заняты, слишком ограниченное количество лиц. Имеется в ИК-2 обувной участок, столярный цех по деревообработке, изготовлению мебели, участок для изготовления металлических ворот. Выявленные недостатки. Анализ работы общественного контроля членов ОНК РД показывает, что администрациями исправительных учреждений и СИЗО не всегда обеспечивается соблюдение, предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц содержащихся под стражей, в том числе режима отбывания наказания, требований закона о материально бытовом и медико-санитарном обеспечении, наложении взысканий и ряда других вопросов. 1. Помещения для осужденных в колонии строгого режима ИК-2 и в колонии общего режима ИК-7 казарменного типа с двух ярусными кроватями с узкими проходами. Помещения для осужденных не соответствует нормам положенности. Бараки старые. Зимой холодно в отдельных бараках и они подлежать капитальному ремонту. Согласно части первой статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Имеет место нарушения лимита осужденных для существующих площадей учреждения. По программе реформы пенитенциарной системы в период до 2017 года обе колонии подлежали сносу, и проектом предусматривалось новое строительство. Однако федеральная программа, оказалась не живучей и каких либо изменений в строительстве помещений для осужденных не наблюдается. 2. В отдельных помещениях учреждений наблюдается нехватка холодильников и телевизоров для нужд осужденных. 3.Есть проблемы и с условно досрочным освобождением. Так, например, в колонии строгого режима, со слов осужденных, если имеется действующие замечания, выговор, то отрядный не берет у такого осужденного заявление на УДО. Когда подходит срок на УДО, сотрудники становятся излишне требовательными к осужденным, за малейший проступок можно заработать выговор. Наблюдаются нарушения связанные с наложением взысканий и не объявлением поощрений. Многие осужденные не знают нормативные документы, защищающие их законные права. 4. В СИЗО-1, как всегда возникают проблемы с посещением подследственных не только адвокатам, но, в последнее время, и членам ОНК. Так, например, члены ОНК Шихаев Н., Расулов Р. И Шамилов Ш. неоднократно сталкивались с воспрепятствованием в посещении данного учреждения. Направлялись официальное, обращение руководителю учреждение о недопущении подобных нарушений. 5. Есть проблемы и у подследственных и осужденных при наличии заключения врача на вывоз в специализированные лечебные учреждения, они не могут реализовать назначение. Следователи всячески воспрепятствуют на вывоз подследственных для проведения обследования. В соответствии с заключением врача Монашенко Д.И от 16 июля 2014 ( специально приехал из Петербурга) по результатам медицинского осмотра рекомендовано проведение МРТ пояснино-крестцового отдела позвоночника. Начальником медицинской части № 3 ФКУ МСЧ 5 ФСИН России составлен рапорт, на имя начальника ФКУ СИЗО 1 УФСИН России по РД на вывоз следственно-арестованного по ст. 105 УК РФ Петрова С.Б., в соответствии Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1466, В Республиканскую Клиническую больницу МЗ РД для проведения МРТ-обследования Однако, по сегодняшний день Петрова С.Б. не вывозили для проведения МРТ обследования. 6. Вопросы и обращения от осужденных к членам ОНК поступали как до, так и во время посещения исправительного учреждения. Основные вопросы: условия проживания, медицина, труд. Все обращения и заявления приняты для рассмотрения по существу и будут направлены в соответствующие государственные органы. Кроме того, ОНК приняло решение провести обучающие семинары с осужденными. Провести лекции правового просвещения связанные с условно досрочным освобождением. Взять на учет лиц подлежащих освобождению, в том числе и по УДО, с целью предотвращения нарушения законодательства сотрудниками учреждения. Рекомендации - руководству ИК-2, ИК-7, СИЗО-1 1.Обратить внимание на взаимоотношение сотрудников и осужденных в период приближения сроков УДО, и недопущение применение мер необоснованных наказаний осужденных. Что в последующем препятствует осужденным получить положительную характеристику для представления в суд, а тем более рассчитывать на удовлетворение заявления в суде на УДО. 2. Обратить внимание на нарушения связанные с наложением взысканий и не объявлением поощрений 2. Рассмотреть возможность приобретения холодильников и телевизоров 3. Обратить внимание руководства СИЗО-1 на необходимость исполнения Постановления Правительства РФ от 29. 08.12.2012г. №1466. 4. Начальнику УСИН России по РД принять меры по устранению препятствий членам ОНК и адвокатам в посещении СИЗО-1. 5. Рассмотреть возможность выделения дополнительного помещения для встречи адвокатами своих подзащитных в СИЗО-1.
Понедельник, 26 Октябрь 2020 00:00

ИНТЕРВЬЮ

Автор
В Республике Дагестан завершилась общероссийская кампания «Гражданин и полиция», в рамках проекта Московской Хельсинской группы, по мониторингу осуществления деятельности полиции с 1 августа по 1 сентября 2019 года . Наш корреспондент беседовал с координатором кампании по РД, ведущим экспертом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Гасаном Айгуновым. Расскажите, пожалуйста, какую работу Вы провели за истекший месяц, в инспектируемых службах полиции и в чем она заключается? В течение месяца мы проводили общественный контроль районных отделов полиции, патрульной постовой службы (ППС) полиции, наряда дорожно-патрульной службы ДПС, стационарных постов ГИБДД, регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (МРЭО) МВД РФ по РД. федеральной миграционной службы, центра временного содержания иностранных граждан, стационарной автоматической системы фото-видео фиксации нарушений ПДД (АСФ) и информационных стендов в указанных службах. Обращали внимание в отделах полиции (ОП) наличие информацию об этом ОП на сайте МВД РФ или на сайте территориального органа. Каков доступ для граждан в отдел полиции и к информации об отделе полиции. Размещены ли на стенде или в общедоступных местах СП законодательные документы. Порядок приема и регистрации жалоб и заявлений граждан, наличие информации о приеме граждан, сведения о должностных лицах территориального ОВД о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан, порядке обжалования действий сотрудников полиции. Как ведется работа госуслуг сотрудниками полиции, соблюдение сотрудниками дорожной патрульной службы ( ДПС) правил дорожного движения, пресечение правонарушений, допускаемых гражданами, профессионализм и корректное поведение инспекторов с водителями и пешеходами. В участковых пунктах полиции проверяли техническое оснащение, транспортное обеспечение, нагрузка на одного участкового уполномоченного, а также результаты профилактической работы, проводимой участковыми с гражданами. В МРЭО проверяли соблюдение требовании к помещениям и территории. Работу сотрудников МРЭО и оказание услуг населению. Расположение стационарного комплекса АСФ и соблюдение требований к установке . В подразделениях по вопросам миграции обращали внимание на порядок предоставлении услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, а в центре временного содержания иностранных граждан - бытовые условия содержания, медицинское обеспечение, порядок соблюдения сроков выдворения нарушителей за пределы республики. Так что работ предостаточно. Скажите , пожалуйста, какое у Вас впечатление о проверке, какие выявили нарушения, недостатки в проверяемых службах полиции? Мы регулярно проводим подобные мероприятия и это не новшество для сотрудников полиции, везде во всех службах нас принимали с пониманием нашей цели, обращались с нами сотрудники полиции корректно и вежливо. Да и цель наша, - это, прежде всего, повышение открытости, доступности и подотчетности полиции институтам гражданского общества. Укрепление гражданского контроля и повышение роли и значения гражданского участия в деятельности полиции; снижение уровня конфликтности в обществе и между гражданами и властью (полицией в частности); открытость и публичность деятельности полиции; повышение степени доверия и уважения со стороны граждан к сотрудникам полиции. Свежий взгляд со стороны всегда помогает выявить недостатки, на которых в повседневной жизни отвыкли обращать внимание. В целом деятельность инспектированных нами служб полиции мы оцениваем положительно. Есть, конечно, замечания к различным службам. Если начать с участковых уполномоченных, то даже при их достаточно успешной работе, не везде на должном уровне обращают внимание муниципальные органы на участковые пункты полиции их техническое оснащение, ремонт и сезонную подготовку помещении, ведь эта обязанность муниципалитетов. Отдельных участковых пунктах превышает нагрузка на одного участкового уполномоченного, и отсюда расширяется время обхвата территориального населения. Было обращено внимание, что, преимущественно при исполнении своих обязанностей участковые пользуются личным транспортом и на момент проверки служебные машины в строю не оказались. В новом здании центра временного содержания иностранных граждан, условия содержания в спальных камерах, питание, медицинское обеспечение отвечают всем требованием Европейской пенитенциарной системы. Однако. Управления ФССП РФ по РД на которых возложены обязанности по выдворению иностранцев после постановления суда, не выдворяют в срок, мотивируя это отсутствием денежных средств. Буквально 19.08.2018г. МВД РД вновь адресовано письмо главному судебному приставу, обеспечить выдворение 44 иностранных граждан с готовыми документами, однако, на момент нашей проверки, все граждане были на месте. Следовало бы на эти нарушения прав человека, обратить внимания надзорным органам и принять законные меры для ускорения исполнения постановлений суда по выдворению. В дорожной патрульной службе были случаи, когда любители транспорта - нарушители правил дорожного движения, которые необоснованно пререкались и не соглашались с законными требованиями сотрудников ДПС. Будучи очевидцами, мы включались в разговор, и это действовало положительно на нарушителей. К сожалению, у нас очень низкая культура поведения отдельных автолюбителей и потому иногда идут на рожон, отстаивая свою неправоту, и создают конфликтные ситуации. Так, например, не хотят наши автолюбители в республике ездить с застегнутыми ремнями безопасности. Более четырех сот тысяч протоколов составлены сотрудниками ДПС в текущем году только за ремни, и все равно ездят не застегнутые, причем некоторые упрекают, мол, полиции больше нечего делать, нежели чем замечать ремни. Но это неправильно. Мы должны научиться ездить в рамках закона. Со слов сотрудников патрульные машины обеспечиваются топливом, однако заправлялись в ведомственном гараже некачественным топливом, выходили из строя бензонасосы, ситуацию удалось выправить, - руководство приняло решение заправлять служебные машины по талонам в общем порядке. В последнее время водители жалуются на возникшие трудности с получением своих машин доставленных эвакуатором на штраф стоянки и по телевидению об этом говорили недавно, что вы скажете на это? Действительно в этом плане и к нам обращались граждане. Со слов отдельных сотрудников и практически всех опрошенных автолюбителей, перевод службы ДПС в пос. Ленинкент. вызвали дополнительные трудности и проблемы для наших граждан. Да, эвакуатор доставляет машины нарушителей на частную штраф стоянку в редукторном поселке, и водитель приезжает на стоянку, забирает документы и едет в Ленинкент. Там платит штраф, получает корешок разрешения и возвращается за машиной. Если машину эвакуатор увезет после обеда, то получить ее в тот же день ни все могут, поскольку служба выдачи разрешения работает до шести часов вечера. Здесь думаю, если продлить время службы выдачи разрешения или разместить ее на штраф стоянке, то могли бы решить проблемы. Существенная жалоба жильцов ул. Крылова, микрорайона Анжибазар. Единственный въезд в этот район через базар по ул. Крылова и тот постоянно заблокирован, паркованы машины справа и слева. Был случай, когда пожарная машина из-за пробки не смогла пробиться к месту очага. Следует установить запрещающий знак остановки хотя бы с одной стороны улицы. Как реагирует руководство МВД на ваши проверки и какие перспективы в демократическом обществе у общественного контроля ? Вы знаете, нам дали возможность вполне самостоятельно и независимо осуществить общественный контроль. Все перечисленные замечания, мы при личной встрече довели и.о. министра Ахмеду Баталиеву. Реакция была конструктивная, буквально при нас были даны поручения, разобраться во всем и доложить ему. Вопрос круглосуточного дежурства по выдаче разрешения со штрафстоянки прямо при нас был решен. Так, что есть положительные результаты и нашего вмешательства. Что касается перспективы общественного контроля, напомню, Президент России В.В. Путин подчеркивает что:: «Демократия заключается в праве народа влиять на власть и процесс принятия ею решений, т.е. иметь механизм постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля и обратной связи…» Конечно, для осуществления этой задачи в стране должно быть достаточное количество граждан, способных вести общественный контроль. И не только грамотный, квалифицированный контроль, но и независимый. Общественный контроль – новое дело не только для граждан, но и для сотрудников органов власти и ранее закрытых учреждений, с помощью общественного контроля правоохранительная система в нашей стране, хоть и медленно, но делает шаги к гуманизации и развитию. Абдулла Сулайманов
Понедельник, 26 Октябрь 2020 00:00

ГРАЖДАНИН И ПОЛИЦИЯ

Автор

S5 Box

Вход на сайт

Регистрация

MOD_REGISTER_PLUGIN_ALERT