Осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания учреждении Министерства внутренних дел Республики Дагестан.
Посещались отделы полиции и ИВС п. Хебда, Мехельта, , Леващи, Хив, Хасавюрт, Дылым, Уркарах, Хунзах, Гуниб.
Перед посещением уведомлялись, в установленном порядке на официальном бланке ОНК посещаемые подразделения, отмечались командировочные удостоверения. По результатам проверок составлялся протокол общественного контроля (материалы прилагаются к аналитическому отчету в письменном виде).
При проверке соблюдений прав человека в отделах внутренних дел полиции проверялись:
1. Обоснованность доставления в дежурную часть задержанных лиц;
2. Наличие телесных повреждений на теле;
3. Замечания по оформлению протокола задержания;
4. Правильность внесения в книгу доставленных в дежурной части, соблюдение требований о времени задержания.
5. Обеспечение лиц, задержанных на срок свыше 3 часов, горячим питанием, а при их нахождении в ночное время – индивидуальным спальным местом, согласно постановлению Правительства РФ №627 от 2003 года.
6. Отношение должностных лиц подразделения к выявленным нарушениям.
7. Выслушивались просьбы от сотрудников полиции.
В изоляторах временного содержания (ИВС) проверялись дополнительно:
1. Состояние камер для задержанных, освещение, вентиляция, температура, площадь, санитарное состояние, ограждение санитарного узла, состояние пола и стен, состояние спальных мест.
2. Информация родственников об их аресте, вызов адвоката или прокурора по просьбе арестованных.
3. Состояние прогулочных двориков
4. Качество медицинской помощи, обход камер медработниками, обеспеченность медикаментами, вызов скорой помощи
5. Наличие на стендах необходимой информации (УПЧ, УСБ, ОНК, суд).
6. Информация о порядке предоставления свиданий, передача продуктов питания и предметов первой необходимости, перечня разрешенных продуктов
7. Состояние спальных мест
8. Книга первичного осмотра
9. Введение журнала личного приема начальником ИВС.
Общественный контроля в местах принудительного содержания УФСИН России. Колония поселения КП-9, детский специальный приемник, женская колония ИК-8, детская воспитательная колония ВК, Колония строго режима в П. Шамхал, колония общего режима в п. Тюбе, СИЗО-1 г. Махачкала, СИЗО-3 г. Хасавюрта
Перед посещением уведомлялись, в установленном порядке посещаемые подразделения, отмечались командировочные удостоверения, и, по результатам проверок, составлялся протокол общественного контроля (материалы прилагаются к аналитическому отчету в письменном виде).
В исправительных колониях проводилась ознакомительная беседа с представителями администрации с получением необходимой информации.
При проверке указанных специализированных учреждений проводи следующие мероприятия:
1. Осмотр территорий и помещений учреждения с исследованием условий содержания и обращения с заключенными
2. Состояние и соблюдение прав человека в Штрафном изоляторе (ШИЗО), помещении камерного типа (ПКТ), дисциплинарных изоляторов, одиночных камер, помещений для обеспечения личной безопасности осужденных, комнаты длительных свиданий (включая стоимость проживания).
3. Беседы с заключенными по вопросам входящим в компетенцию членов наблюдательной комиссии.
4. Обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов заключенных, условий содержания.
5. Исследование документации учреждения содержащей информацию по вопросам общественного контроля, в том числе путем запрашивания уа администрации колоний и получения от них сведений и документов, необходимых для общественного контроля.
6. Обсуждения вопросов условно-досрочного освобождения, замены наказания более легким, перевод в колонию поселения.
7. Предоставление свидания гражданским женам и иным лицам, не являющимися родственниками.
8. Своевременность поступления денежных средств на лицевой счет осужденных от родственников, паспортизация, восстановление документов, установление и продление инвалидности.
9. Паспортизация осужденных и восстановления необходимых документов.
10. Установление и продление инвалидности.
При этом вне связи с выявленными нарушениями, давались рекомендации по улучшению соблюдения и восстановлении законных прав граждан, в том числе прав самих сотрудников мест принудительного содержания. Устанавливалось насколько ранее данные рекомендации, выполнены и в каком объеме.
В целом в исправительных учреждениях республики сохраняется стабильная оперативная обстановка. В колониях за контролируемый период не допущено чрезвычайных ситуаций, массовых беспорядков, тяжких и особо тяжких преступлений, внутренних конфликтов между осужденными. Такому положению способствует общественный контроль, который осуществляется в виде превентивных посещений, планового визита и рассмотрений жалоб поступивших от осужденных или близких родственников, знакомых и иных лиц. Общественно полезным трудом заняты, слишком ограниченное количество лиц. Имеется в ИК-2 обувной участок, столярный цех по деревообработке, изготовлению мебели, участок для изготовления металлических ворот.
Выявленные недостатки.
Анализ работы общественного контроля членов ОНК РД показывает, что администрациями исправительных учреждений и СИЗО не всегда обеспечивается соблюдение, предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц содержащихся под стражей, в том числе режима отбывания наказания, требований закона о материально бытовом и медико-санитарном обеспечении, наложении взысканий и ряда других вопросов.
1. Помещения для осужденных в колонии строгого режима ИК-2 и в колонии общего режима ИК-7 казарменного типа с двух ярусными кроватями с узкими проходами. Помещения для осужденных не соответствует нормам положенности. Бараки старые. Зимой холодно в отдельных бараках и они подлежать капитальному ремонту. Согласно части первой статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Имеет место нарушения лимита осужденных для существующих площадей учреждения. По программе реформы пенитенциарной системы в период до 2017 года обе колонии подлежали сносу, и проектом предусматривалось новое строительство. Однако федеральная программа, оказалась не живучей и каких либо изменений в строительстве помещений для осужденных не наблюдается.
2. В отдельных помещениях учреждений наблюдается нехватка холодильников и телевизоров для нужд осужденных.
3.Есть проблемы и с условно досрочным освобождением. Так, например, в колонии строгого режима, со слов осужденных, если имеется действующие замечания, выговор, то отрядный не берет у такого осужденного заявление на УДО. Когда подходит срок на УДО, сотрудники становятся излишне требовательными к осужденным, за малейший проступок можно заработать выговор. Наблюдаются нарушения связанные с наложением взысканий и не объявлением поощрений. Многие осужденные не знают нормативные документы, защищающие их законные права.
4. В СИЗО-1, как всегда возникают проблемы с посещением подследственных не только адвокатам, но, в последнее время, и членам ОНК. Так, например, члены ОНК Шихаев Н., Расулов Р. И Шамилов Ш. неоднократно сталкивались с воспрепятствованием в посещении данного учреждения. Направлялись официальное, обращение руководителю учреждение о недопущении подобных нарушений.
5. Есть проблемы и у подследственных и осужденных при наличии заключения врача на вывоз в специализированные лечебные учреждения, они не могут реализовать назначение. Следователи всячески воспрепятствуют на вывоз подследственных для проведения обследования.
В соответствии с заключением врача Монашенко Д.И от 16 июля 2014 ( специально приехал из Петербурга) по результатам медицинского осмотра рекомендовано проведение МРТ пояснино-крестцового отдела позвоночника. Начальником медицинской части № 3 ФКУ МСЧ 5 ФСИН России составлен рапорт, на имя начальника ФКУ СИЗО 1 УФСИН России по РД на вывоз следственно-арестованного по ст. 105 УК РФ Петрова С.Б., в соответствии Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1466, В Республиканскую Клиническую больницу МЗ РД для проведения МРТ-обследования
Однако, по сегодняшний день Петрова С.Б. не вывозили для проведения МРТ обследования.
6. Вопросы и обращения от осужденных к членам ОНК поступали как до, так и во время посещения исправительного учреждения. Основные вопросы: условия проживания, медицина, труд. Все обращения и заявления приняты для рассмотрения по существу и будут направлены в соответствующие государственные органы. Кроме того, ОНК приняло решение провести обучающие семинары с осужденными. Провести лекции правового просвещения связанные с условно досрочным освобождением. Взять на учет лиц подлежащих освобождению, в том числе и по УДО, с целью предотвращения нарушения законодательства сотрудниками учреждения.
Рекомендации - руководству ИК-2, ИК-7, СИЗО-1
1.Обратить внимание на взаимоотношение сотрудников и осужденных в период приближения сроков УДО, и недопущение применение мер необоснованных наказаний осужденных. Что в последующем препятствует осужденным получить положительную характеристику для представления в суд, а тем более рассчитывать на удовлетворение заявления в суде на УДО.
2. Обратить внимание на нарушения связанные с наложением взысканий и не объявлением поощрений
2. Рассмотреть возможность приобретения холодильников и телевизоров
3. Обратить внимание руководства СИЗО-1 на необходимость исполнения Постановления Правительства РФ от 29. 08.12.2012г. №1466.
4. Начальнику УСИН России по РД принять меры по устранению препятствий членам ОНК и адвокатам в посещении СИЗО-1.
5. Рассмотреть возможность выделения дополнительного помещения для встречи адвокатами своих подзащитных в СИЗО-1.